Клиника Современной Стоматологии / Технологии / Применяемые в терапии / Обезболиване в стоматологии

Обезболиване в стоматологии

Обезболивание в стоматологии

Вместе с развитием стоматологии у нас в стране, претерпевают изменения и методы обезболивания стоматологических вмешательств! Вы когда-нибудь думали, что, придя к стоматологу, вы можете уснуть, затем проснуться и уйти абсолютно здоровым домой? Нет? А сейчас это реально.

Итак, какие же методы обезболивания стоят на вооружении стоматологов в наше время?

Аппликационный метод обезболивания

Обрабатываем десну ватной палочкой со специальным обезболивающим гелем– частный способ местного обезболивания. Как самостоятельный метод не применяется, этот метод обезболивания применяется для подготовки к более сложным методикам анестезии, таким как, инфильтрационная, например, для того чтобы пациент не чувствовал вкол иглы.

Инфильтрационная местная анестезия

Обезболивание в области одного зуба. Используется для лечения основной массы стоматологических заболеваний. Наиболее простой, доступный и безопасный способ обезболивания. При помощи шприца с иглой раствор анестетика вводится в зону вмешательства – под слизистую оболочку.  Наиболее современными анестетиками на сегодняшний день являются препараты на основе Артикаина, используется с адреналином в разведениях 1:100000 и 1:200000. Важным его качеством является короткий (около 20 минут) период полувыведения и высокий процент его связывания с белками плазмы (до 90-95%), то есть этот препарат с наименьшей вероятностью может оказать токсический эффект при случайном внутрисосудистом введении. Кроме того, для артикаина характерна максимальная диффузионная способность в мягких тканях и кости и, соответственно, скорейшее наступление анестезии после инъекции. Данное соединение появилось всего несколько лет назад и является основой для наиболее известных препаратов: септанеста, убистезина, альфакаина. Анестезирующая активность артикаина, звучит убедительно, – в шесть раз сильнее, чем у всем известного новокаина, поэтому доза, достаточная для полной анестезии – всего 1,5 мл., а не 4-8 мл., которые кололи раньше. Но при необходимости возможно одномоментное использование до 10,5 мл ввиду малой токсичности препарата. Продолжительность глубокой анестезии – до 6 часов. На длительность и силу анестезии большое влияние оказывают вазоконстрикторы – сосудосуживающие вещества, которые добавляют к анестетикам, чтобы усилить их действие. Наиболее известные вазоконстрикторы – адреналин и норадреналин. В современные анестетики вазоконстрикторы добавляются при производстве, поэтому их передозировка, от которой обычно в первые минуты ощущалось усиление сердцебиения, сейчас встречается довольно редко.

Не стоит забывать, что любая методика обезболивания несёт риск жизни и здоровью пациента. Поэтому Вы, как пациент, должны в обязательном порядке сообщить своему лечащему врачу о наличии у вас аллергической реакции на какие-то лекарственные препараты,  а так же обо всех сопутствующих хронических заболеваниях. Так как из ходя из собранного анамнеза можно подобрать анестезирующий препарат который не окажет побочных эффектов. Возможно, для более детального обследования, Вас направят в аллергологический центр или  назначат антигистаминные препараты как подготовку к лечению зубов под анестезией.

Все противопоказания и ограничения к использованию местного анестетика сводится к основным  позициям:
1) Аллергические реакции на местный анестетик

Аллергическая реакция в анамнезе является абсолютным противопоказанием к использованию местного анестетика. Следует, однако, отметить, что непереносимость местного анестетика, указываемая многими пациентами, зачастую не является истинной аллергической реакцией, а имеет стрессовый характер, либо связана с внутрисосудистым введением вазоконстриктора.

2) сопутствующие заболевания

Сердечно-сосудистые заболевания (аритмия (нарушение ритма сердца), патология сердца, ишемическая болезнь сердца, гипертония, коронарная недостаточность,недавно перенесенный инфаркт миокарда), нарушение ритма сердца, пациенты, проходящие лечение ингибиторами МАО или прициклическими антидепрессантами. Пациенты, страдающие гипертиреозом, дрожание конечностей, нервозность, похудение при сохранении аппетита, возбудимость, повышенное чувство страха, фиксированный взгляд, тахикардия, нарушение ритма сердца.

3) Возрастные ограничения

Следует учитывать, что для детей минимальные токсические дозы всех местных анестетиков значительно меньше, чем для взрослых. Для достижения гарантированного полного обезболивания и минимизации вероятности токсического действия следует применять наиболее эффективные и безопасные современные местноанестезирующие препараты на основе артикаина , мепивакаина или лидокаина, ограничив дозировку используемого препарата.

4) Беременность

При любой терапии, необходимо оценить степень пользы и риска лечения, особенно в первом триместре беременности.

Препараты применяемы в нашей клинике:
  1. Septanest 1:200000 Данный препарат являются оптимальными местноанестезирующими средствами на сегодняшний день для большинства стоматологических вмешательств (таких как лечение кариеса, хронических форм пульпитов, препарирование под коронки). Этот препарат обладают сильным обезболивающим действием, в то же время, так как артикаин обладает самым коротким периодом полувыведения среди современных местных анестетиков, препарат безопасен с точки зрения возможного токсического действия. Из-за очень низкой концентрации адреналина эти препараты можно использовать при сопутствующих заболеваниях, которые являются относительным противопоказанием к его применению. То есть при сердечно-сосудистых заболеваниях, беременности, сахарном деабете, глаукоме  сопутствующей лекарственной терапии глюкокортикостероидами.
  2. Septanest 1:100000 Используются при стоматологических вмешательствах, связанных с острыми воспалительными процессами (острые пульпиты и периодонтиты, обострения хронических пульпитов и периодонтитов), в этом случае необходима большая концентрация адреналина и более длительное действие, однако такие препараты могут быть небезразличны для пациентов с сопутствующей патологией.
  3. Scandonest  3% – без адреналина. Используется в случаях когда есть сопутствующие хронические заболевания такие как сердечно-сосудистые заболевания, патология сердца, ишемическая болезнь сердца, гипертония, коронарная недостаточность, недавно перенесенный инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, сахарный диабет.

Анестетики Septanest 1:200000 ,Septanest 1:100000, Scandonest  3% поставляются в готовой форме, в стеклянных одноразовых карпулах по 1.6мл. Инъекция производится прямо из карпулы при помощи специальных шприца и иглы. Препарат никуда не переливается из фабричной упаковки и ни с чем не смешивается, а в шприц для анестезии невозможно вставить никакую другую ампулу, что исключает ошибки при инъекциях.

Карпульные шприцы и иглы – новое слово в технике обезболивания.

Карпульный шприц представляет собой металлический инструмент, в который помещается одноразовая карпула с анестетиком и навинчивается одноразовая игла.

Таким образом, система карпула-игла является подобием одноразового шприца, имея ряд преимуществ перед ним:

Все это позволяет сделать инъекцию максимально безболезненной.

В нашей клинике используются  иглы для инъекций французской фирмы «Септодонт». Толщина одноразовой иглы всего 0,3 мм., что делает укол практически безболезненным. Но дополнительно место укола обезболивается путем смазывания анестетиком более высокой концентрации.

Типичная проблема многих пациентов состоит в том, что их «не берет» или «слабо берет» анестезия. На самом деле это проблема не пациентов, а врачей. Действительно, в силу анатомических особенностей зубов и строения кости, некоторые зубы сложно заморозить. Но сложно – еще не значит невозможно. Специальное устройство позволяет провести интралигаментарную анестезию, то есть ввести анестетик непосредственно к зубу, по периодонтальной связке. Этот метод дает эффект даже тогда, обычные меры не приносят результата.

Анестезия на верхней челюсти более безболезненная при проведении. Её действие наступает быстрее. На нижней челюсти анестезия наступает дольше. Это связано с разным строением костной ткани. При анестезии нижней челюсти Вы будете чувствовать «занемение» половины челюсти. При анестезии на верхней челюсти «занемение» в области 2-3 зубов. Это связано с анатомическими особенностями челюсти.

Если перед визитом к стоматологу Вы несколько дней пили обезболивающие препараты, анестезия может снизить эффективность. Так же как и употребление спиртного.

Подведём итоги: